Высшее юридическое образование можно получить в немалом числе гражданских вузов, однако окончание Академии МВД гарантирует трудоустройство в органах внутренних дел. Но обучение в ведомственном учреждении образования – дело не простое. Как к нему готовиться и какие могут подстерегать сложности, рассказывает начальник отдела психологического сопровождения вуза подполковник милиции Юрий Хмарук.

– Юрий Дмитриевич, что влияет на выбор профессии?

– Молодые люди при поступлении в Академию МВД ориентируются, прежде всего, на получение высшего юридического образования, а проявляя интерес к профессии и работе в органах внутренних дел, – на уверенное и надежное будущее (обязательное трудоустройство, заработная плата, служебная карьера). Вместе с тем у многих присутствуют альтруистические побуждения (стремление защищать других, помогать людям) и романтические представления (ношение формы, идеализация службы, преданность гуманистическим идеалам и ценностям).

У 38% абитуриентов мотивировкой выступает престиж: статус, социальная значимость работы и сотрудника ОВД. Пятая часть ориентирована на перспективность профессии, наличие стабильности, социальных гарантий, карьерного роста. Немаловажна и материальная составляющая – заработная плата, финансовая стабильность. К сожалению, около 40% поступающих имеют романтические либо незрелые мотивы, каждый десятый приходит, чтобы самоутвердиться за счет профессии, избавиться от неуверенности, сформировать силу воли. За внешней романтикой службы, транслируемой с экранов телевизоров, школьники не видят сложностей работы, будней, а приходя в Академию МВД, сталкиваются с реальностью. Нередко разочаровываются, понимают, что сделали неверный профессиональный выбор. Несмотря на осознанное желание учиться, часть первокурсников испытывает проблемы при адаптации. Некоторые откровенно не готовы к напряженной учебе, повышенным физическим нагрузкам, не умеют подчиняться, недостаточно организованы, жалуются на ограничение свободы, из-за чего решают оставить учебу. Тут важна и роль школьных психологов, социальных работников и педагогов. Работая со старшеклассниками, принявшими решение поступать к нам, необходимо формировать у них объективное представление о профессии и устойчивую мотивацию в будущей службе. Ребята должны знать, что их ждет, с чем сопряжена работа сотрудника ОВД.

– От чего зависит успешность обучения?

– Мотивы учебной деятельности делятся на три вида: приобретение знаний, получение профессии и обладание дипломом. Те, кто нацелен на первое, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением сосредоточить свои физические и психические силы на учебе. Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Последнему способствует наличие больших трудностей, нерегулярность работы, неумение организовать себя, неравномерное распределение учебных нагрузок. Всё это ослабляет способность к усвоению программного материала и препятствует успешному обучению, нередко приводит к отчислению.

Направленность на получение профессии и диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности. Избирательность интересов в изучении учебной программы (дисциплины делятся на «нужные» и «ненужные» для профессионального роста), а также применение «штурма» освоения предмета при подготовке к экзаменам далеко не всегда приводят к положительным результатам.

Тяга к будущей профессии стимулирует активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубокого и устойчивого интереса к учению, различным дисциплинам – необходимое условие успешного формирования личности, которое, прежде всего, зависит от самого человека, его целеустремленности, убежденности и личного отношения.

Вместе с тем приходится сталкиваться с непрочной мотивацией. Как следствие, нежелание продолжать обучение, низкая успеваемость, академическая задолженность, а в отдельных случаях – отказ от дальнейшего обучения. Одна из причин этого – навязанные жизненные цели и приоритеты со стороны близкого окружения, чаще всего родителей, которые вразрез с желаниями ребенка буквально загоняют его в вуз во имя будущего блага, не учитывая личных особенностей и предрасположенностей, ломая психику. Поэтому важно постоянно акцентировать внимание на таких вопросах, как самостоятельный и осознанный выбор профессии, ценность знаний, развитие интересов.

На этапе профессионального самоопределения школьника надо выявлять ребят с неустойчивой и навязанной мотивацией, объективно оценивать их потенциал и возможности самореализации в будущей профессии, а с учетом результатов проводить разъяснительную работу с родителями о перспективах обучения их ребенка в вузах силовых ведомств, в том числе Академии МВД, и необходимости создания условий для самостоятельного и осознанного выбора профессии.

– Как сделать адаптацию безболезненной?

– Обучение в вузе – переходный этап от школьника к взрослому. В это время происходит становление личности. Основная проблема, с которой сталкиваются новобранцы, – дальнейшая адаптация к новым условиям жизни (пребывание в столице, новый коллектив, учебные требования, особые условия проживания, раскрытие личностного потенциала и дальнейшая социализация). При наличии опыта или знания о возможных трудностях и неожиданностях привыкание протекает быстрее и сопровождается меньшим стрессовым напряжением. В первый год обучения в жизни первокурсника происходит немало изменений. Раньше, когда он был школьником, за него отвечали родители и педагоги, однако статус курсанта требует особой дисциплины. А новобранцы часто не готовы к быстрой смене ролей и к ответственности. Эти и многие другие события являются стрессовыми, часто замедляют адаптацию и порождают психическое напряжение.

Процесс привыкания имеет определенную специфику на различных этапах. На первом году обучения ребят подстерегает немало сложностей. Разрешение материально-бытовых вопросов требует дополнительных усилий в организации жилого и личного пространства, подстройки под режим дня и рабочего распорядка. Курсантам необходимо принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Также молодым людям приходится преодолевать эмоциональные трудности, связанные с переживаниями разлуки с родителями, близкими людьми, возникновением ощущения беззащитности, тревоги и страха перед предстоящими жизненными обстоятельствами, чувством изолированности и одиночества.

Ментальные трудности вызваны недостаточным пониманием различий между условиями обучения в школе и вузе, требованиями преподавателей. В школе за посещаемость и успеваемость ученика несет ответственность учитель, в Академии МВД – сам курсант. Задача преподавателя – начитать определенный учебный материал, передать знания. Задача курсанта – самостоятельно разобраться в полученной информации, усвоить ее, а при непонимании обратиться к педагогу.

Сложности в формировании межличностных отношений связаны с привыканием к учебному коллективу, приобретением чувства уверенности в отношениях с его членами, ощущением удовлетворенности взаимоотношениями с одногруппниками и отстаивании своей позиции. Так как многие ребята из правовых классов, поступая в Академию МВД, как правило, рассматриваются на должности младших командиров, целесообразно уже в школе развивать у них лидерские качества.

Налаживание межколлективных связей состоит в установлении взаимодействия не только с членами своей курсантской группы, но и с другими коллективами факультета и академии, вовлечении в общественную жизнь, принятии активного участия в различных мероприятиях.

Осознание того, с чем в первые месяцы придется столкнуться в милицейском вузе, поможет привыкнуть к новым условиям жизни и качеству отношений, найти способы самовыражения, позволяющие легко общаться со сверстниками, преподавателями, командирами и начальниками, учиться, реализовать себя и достичь эмоциональной стабильности и комфорта.

Чтобы помочь утвердиться школьникам в правильности выбора будущей профессии, а в последующем успешно освоиться в новых условиях, сотрудники отдела психологического сопровождения академии подготовили информационно-справочные материалы для психологов учреждений общего среднего образования.

Беседовала Ольга КУЛИКОВА,
газета «На страже».
Фото Вячеслава ЦУРАНОВА

Подразделения Академии

Направления деятельности

Информация для абитуриентов