Газета «На страже» регулярно освещает профориентационную работу, проводимую Академией МВД. Мы немало писали и о возникающих проблемах, и о передовом опыте, и о лучших педагогических коллективах. Повод для нынешнего материала – особый.

Впервые под эгидой столичного милицейского вуза и при помощи ведомственной газеты прошел круглый стол, на котором обсуждалось, как привить молодому поколению, не всегда осознанно выбирающему обучение в правовых классах, кадетских училищах и Специализированном лицее МВД, если не любовь к профессии сотрудника органов внутренних дел, то правопослушное поведение.

В дискуссии участвовали заместитель начальника Академии МВД по ИРиКО полковник милиции Александр Брисюк, начальник отделения профориентационной работы полковник милиции в отставке Валерий Страмбурский, первый заместитель председателя общественной организации «Белорусский союз суворовцев и кадет», заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси кандидат юридических наук Максим Мисько, директора школ № 21 Бобруйска Инна Дмитрук и № 28 Бреста Александр Лазарук, учитель правоведения гимназии № 1 Борисова Николай Демидко, помощник начальника факультета милиции по работе с молодежью Академии МВД старший лейтенант милиции Владимир Возняк, курсанты академии рядовые милиции Юрий Чижонков, Борис Ковалик и рядовой финансовой милиции Никита Соха.

– Почему более 15 лет назад Академия МВД занялась профориентационной работой?

А.Б.: Сразу замечу, что сегодня серьезно к этому делу подходят в целом в системе МВД, так как все заинтересованы в курсантах и кандидатах на службу, которые будут нацелены на добросовестное служение народу.

У истоков академической профориентации стоял и сейчас активно занимается этой работой наш уважаемый ветеран полковник милиции в отставке Валерий Страмбурский. Искреннее спасибо за его большую и важную работу.

В.С.: В 2002 году мы стали первыми среди силовых вузов, кто с далеким прицелом попытался организовать четкую систему подготовки абитуриентов. Мы хотели и хотим найти своего курсанта. Не случайного человека, который пошел туда, где меньше конкурс, а мотивированного на учебу в нашей академии, а затем и на службу в органах внутренних дел. Начинали с пяти классов в пяти школах: четырех в Минской области и одной в Гомеле. Среди них уникальная столбцовская школа № 2. К слову, ее окончили два милицейских генерала – Владимир Наумов и Виктор Жибуртович. Когда мы начинали свою работу, эту школу возглавлял горячий поборник профориентации народный учитель СССР Валерий Всеволодович Рыжих, который в свое время первым стал готовить кадры для педуниверситета. Он с радостью поддержал нашу идею. В первый правовой класс его школы поступили 25 мальчиков. Троих пришлось отчислить из-за неуспеваемости. Спустя два года все 22 выпускника решили поступать в Академию МВД. ВВК допустила к сдаче экзаменов всего 12. В итоге курсантами стали восемь человек.

Сегодня мы взаимодействуем с 68 учебными заведениями, в которых созданы 262 правовых класса. Приблизились к планке, которую поставил генерал-майор милиции Владимир Бачила, когда только был назначен начальником Академии МВД: среди курсантов каждого набора минимум каждый четвертый должен быть выпускником правового класса или кадетского училища.

– Что важно при подготовке ребят?

М.М.: Психологи утверждают: незыблемый фундамент ценостных категорий и жизненных маяков личности формируется именно в юношеские годы – в возрасте, когда ребята занимаются в специализированных лицеях, кадетских училищах и правовых классах. Результат подготовки с детства осознанно служащих зависит от многого: учителей, офицеров-воспитателей, программ и режима обучения, психологической и духовной подготовки и даже зданий, в которых проходят жизнь и обучение. Подходы, стандарты и традиции известны. Нужно их осмыслить и не нарушать, и результат покажет свою эффективность.

У юношей должны быть строгая выучка и военная подготовка, благодаря которым вырабатываются специальные навыки принятия осознанных и ответственных решений на грани жизни и смерти. Обществу важно понять, что подобные учреждения готовят человека не столько к военной службе, сколько к выполнению миссии служения.

Во все времена были, есть и будут люди, видящие свое призвание и предназначение в разных формах исполнения этой миссии. Важно не упустить уникальный опыт наших предков и сохранить систему подготовки с детства людей, готовых сделать сложный, но столь полезный для общества выбор. Убежден, что мировой кризис государственного управления можно преодолеть, введя обязательную норму попадания на государственную службу только после прохождения «кадетской школы». А проект развития подобной системы образования и воспитания своей стратегической ценностью заслуживает выделения в особый национальный проект.

И.Д.: Как только стала в 2004 году директором школы, задумалась над профилем образования. В какой-то степени мне помог сын, поступивший в Академию МВД. Благодаря ему смогла изнутри узнать это учреждение образования. Свою роль сыграло и расположение нашего учебного заведения в бывшем военном городке Киселевичи. Действительно, бывших военных не бывает. По отношению к жизни чувствуется, что нас окружают дети и внуки тех, кто когда-то носил погоны. За десять лет совместной с Академией МВД работы мы достигли определенных успехов, кроме всего прочего, став своеобразным центром своего района. Пусть не все наши выпускники выберут службу в ОВД или станут юристами, но уверена, они вырастут настоящими людьми, за которых не будет стыдно ни родителям, ни школе. К примеру, наш ученик Виталий Чичваров в 2008 году, сообщив милиции ценную информацию, помог в раскрытии тяжкого преступления. Парень, кстати, связал свою жизнь с морем.

А.Б.: Профориентационная работа во многом зависит от заинтересованности в ней местной милиции. Не случайно одним из критериев нами рассматривается ее участие в работе со школьниками. Проблем практически нет. Почти везде информацию о нашей службе абитуриенты получают от действующих сотрудников или ветеранов, а не из сериалов, которые не отражают объективную картину.

А.Л.: У нас правовые классы существуют уже 12-й год. Когда-то мы стали первыми в республике, кто начал работать с кадетами-пятиклассниками.

Первое, на что клюют школьники, когда решают учиться в правовом классе, – красивая форма и погоны. Когда же эйфория проходит, начинается «пахота», которую выдерживают не все. Но те, кто доходит до 11-го класса, не просто станут офицерами, а будут носить погоны до пенсии. Они не случайные люди, а сознательные сотрудники! Кстати, среди выпускников правовых классов нашей школы есть прокурор, эксперты, следователи, оперуполномоченные, кадровики ОВД.

Помочь школьникам исполнить мечту – задача всего педагогического коллектива. Необходимо разработать и четкий план действий, в котором должно быть место взаимодействию с правоохранительными органами. Главное, чтобы рядом оказался тот офицер, с которого можно брать пример.

– Кто служит для ребят ориентиром?

А.Л.: Для нашей школы немало сделал ОМОН УВД Брестчины и его командир подполковник милиции Максим Михович. Заместитель начальника Московского РОВД по ИРиКО майор милиции Александр Талатынник пришел на смену Олегу Кучицу (ныне служит в ДФР), с которым мы начинали эту работу. Многое зависит и от родителей, которые хотят, чтобы их дети не просто получили престижное образование, а стали настоящими гражданами своей страны. Зачастую прослеживается семейная традиция: сыновья сотрудников становятся хорошими офицерами. Дорогого стоит и кураторство академии – ее научно-практическая помощь, программа правовых знаний, семинары, которые собирают педагогов со всей Беларуси.

И.Д.: У нас с удовольствием учатся ребята со всего города. С одной стороны, ими движет профессиональная мотивация. С другой – им интересно общаться с сотрудниками ОВД. Оперативники, инспекторы ГАИ, патрульные и представители других милицейских служб – наши постоянные гости. Отдельная благодарность за поддержку начальнику ГУВД Бобруйска подполковнику милиции Андрею Говорако. Управление всегда выделяет автобус, когда нам необходимо попасть в Минск на республиканскую правовую олимпиаду «Фемида».

Мы участвуем в каждом мероприятии, которое проходит на базе Бобруйского УВД. К нам часто приходят заместитель начальника управления по ИРиКО подполковник милиции Василий Савельев, старший инспектор ГИОС майор милиции Татьяна Горбанюк, председатель городского совета ветеранов ОВД и ВВ подполковник внутренней службы в отставке Леонид Никитович Сычёв, а также в прошлом заместитель начальника ГУВД полковник милиции в отставке Геннадий Владимирович Шавелев. Когда же мы побывали на вечере-портрете, посвященном 60-летию ветерана, увидели его другим. Молодежь так впечатлилась, что наша ученица Юлия Афанасьева посвятила офицеру сочинение, с которым заняла в этом году третье место на республиканском творческом конкурсе сочинений «Мы выбираем путь». А другая девочка из правового класса Юлия Измер тепло и проникновенно говорила о Геннадии Владимировиче на конкурсе ораторского мастерства в рамках «Фемиды» в этом году. Когда Г. Шавелев тяжело заболел, ребята переживали за него как за родного, постоянно справлялись о его здоровье. Поправившись, он с тортом приехал в школу, чтобы поблагодарить всех, кто его поддерживал.

Из наших педагогов отмечу учителя допризывной подготовки Игоря Смотрова. Этот офицер, прошедший Афганистан, награжден орденом Красной Звезды. Он оборудовал школьный тир. Недавний смотр военного дела, прошедший в школе, собрал учащихся из многих учреждений образования города. Не менее важно и то, что делает Академия МВД. Встреча и беседа с ее начальником Владимиром Бачилой была интересна не только юным правоведам, но и ученикам других классов.

В.В.: Я учился в правовом классе полоцкой школы № 2, с которой Академия МВД сотрудничает с 2003 года. Наши шефы из РОВД и в/ч 5530 немало повлияли на формирование моей личности. Мне, школьнику, было интересно слушать приезжавших к нам курсантов Академии МВД.

Н.С.: Наверное, каждому мальчишке необходимо иметь рядом человека, который направлял бы на жизненной дороге. Мне повезло встретиться с воспитателями Витебского кадетского училища Андреем Михайловым и Виктором Атаманчуком.

При поступлении нам было всего 13–14 лет. В училище жили с понедельника до субботы. И только в выходные дни могли уехать домой. Конечно, все скучали по родителям. Оба воспитателя когда-то давно были на нашем месте, поэтому, не понаслышке зная, что такое адаптация, всячески нас поддерживали. Если Андрей Анатольевич замечал, что кто-то ходит грустный, тут же звал на беседу. Объяснял, что все трудности временные, что школа жизни, которую нужно пройти, научит самостоятельности, настраивал на учебу в ведомственном вузе. Еще он следил, чтобы мы постоянно были чем-нибудь заняты. Однажды, когда выпал свободный вечер, позвал взвод позаниматься в спортивном городке. Мы, признаюсь, хотели побездельничать и восприняли это предложение без энтузиазма. Однако он личным примером смог увлечь нас. К сожалению, Андрея Анатольевича не стало, когда мы учились в 11-м классе.

Ему на смену пришел подполковник запаса Виктор Николаевич Атаманчук, в свое время служивший в Афганистане. Он, как и Андрей Анатольевич, если можно так выразиться, – хорошее наглядное пособие, каким человеком нужно быть.

С детства у меня было желание носить погоны, а Академию МВД выбрал благодаря профориентационной работе представителей вуза, а также стараниям бывшего заместителя директора училища по воспитательной работе Валентины Васильевны Малах.

Ю.Ч.: Поступил в Минское областное кадетское училище потому, что, как и мой дедушка Николай Титович Стародубец, который служил в тюрьме № 8 (Жодино), хотел носить погоны. Правда, мечтал о военной службе. «Перековался» под влиянием курсантов академии – наших бывших выпускников, проводивших в училище профориентационную работу. Они не говорили, что в милицейском вузе всё замечательно, и не скрывали правды: объясняли, что делать запрещено, что нужно уже сейчас активно заниматься физкультурой, иначе придется тяжело, и многое другое.

Б.К.: Когда учился в одной из жодинских школ, однозначно решил: окончив девять классов, буду искать другое учебное заведение. Знакомые подсказали, что в школе № 19 Борисова существует правовой класс. Поступил в него спонтанно. Но вскоре мне так всё пришлось по душе (нравились форма, дисциплина, азы будущей профессии), что даже не замечал, как ежедневно ездил из родного города в райцентр. Но самое интересное началось, когда к нам пришел новый учитель правоведения Николай Анатольевич Демидко. Он, практически всю жизнь носивший погоны, прививал нам качества, которыми должен обладать не только сотрудник, но и любой достойный человек.

Николай Анатольевич инициировал много новых мероприятий. В частности, мы смотрели в кинотеатрах фильмы патриотической направленности. По его приглашению к нам приходили в гости сотрудники практических милицейских подразделений. А какое множество поездок он организовывал по памятным местам Беларуси! При нем школа стала плотнее сотрудничать с Академией МВД. Когда впервые приехал начальник вуза Владимир Бачила, произвел огромное впечатление на нас, школьников. Потом было участие в конкурсе сочинений «Мы выбираем путь» и республиканской правовой олимпиаде «Фемида», в которой наша команда выиграла дважды подряд. Класс с легкой руки Николая Анатольевича сдружился.

Ой, как тяжело расставались после выпуска! Кстати, в том, что я стал курсантом Академии МВД, большая заслуга в том числе и Николая Демидко.

Н.Д.: За пять лет работы с правовыми классами не раз убеждался, что мои подопечные в большинстве целеустремленные, инициативные и мотивированные на учебу. Стараюсь не только дать будущим защитникам правопорядка хорошие знания по правовым дисциплинам, но и помочь развить важнейшие человеческие и профессиональные качества. При этом приоритет отдаю воспитательной функции – профессионализм со временем будет совершенствоваться, а изъяны в воспитании ничто не исправит.

Для расширения кругозора предлагал максимум информации по специальности, чтобы убедить их в правильности избранного пути или помочь своевременно исправить ошибочный выбор.

Занятия никогда не проводил по шаблону, и проходили они в благоустроенной аудитории, которую отремонтировал и оборудовал по своему усмотрению. Директор, едва переступив порог нашего кабинета, произнес: «Однозначно будем рекомендовать его на районный конкурс». Хотя я просто старался создать уют для детей…

Отношения всегда строил на доверии и откровенности. Мне удалось создать в классах доброжелательную рабочую и творческую атмосферу, когда и учитель, и ученик чувствуют себя комфортно и с нетерпением ждут очередной встречи.

Мои главные помощники – большой жизненный и практический опыт работы в милиции, добрая требовательность, знание предмета, подростковой психологии и индивидуальных особенностей каждого, вежливое, справедливое и уважительное отношение к молодым людям. В воспитательных целях прибегаю к девизам, которые пишу на каждую неделю и на которые стараюсь ориентировать своих правоведов: «Всегда оставайся человеком!», «Живи в согласии со своей совестью!», «Лучше промолчать, чем сказать неправду!», «В русском языке есть слово «хочу», но есть и слово «надо»!», «Упасть не страшно, страшно – не подняться!».

У меня нет любимчиков. Больше времени уделял и даже помогал трудоустроиться тем, кому тяжелее показать себя. Проявлял заботу о каждом ребенке, как своем собственном, помогая постигать, прежде всего, сложную науку под названием жизнь. Хорошо знал каждого учащегося, их родителей, жилищно-бытовые условия, состояние здоровья, увлечения, друзей и проблемы. Эти ребята не позволяли мне стареть – с ними обрел второе дыхание. Самую важную оценку своей работы слышу от учеников: «Николай Анатольевич, вы стали для нас не только учителем, но и другом!»

– Как учеба в правовых классах и кадетских училищах помогает в дальнейшей жизни?

В.В.: В правовом классе сформировались лидерские качества, которые пригодились в жизни. В школе был командиром класса, а когда учился в академии, стал командиром группы и курса. После выпуска по распределению остался в вузе заместителем начальника курса.

В.С.: В этом году мы провели эксперимент: ведущими на «Фемиде» задействовали исключительно выпускников правовых классов и кадетских училищ – всего 12 человек. Среди них Юрий Чижонков, Борис Ковалик, Никита Соха. Так как из-за большого количества участников мы кроме финала провели еще четыре отборочных тура, то «обкатали» три смены, которые сейчас готовы провести мероприятие любой сложности. Это талантливые и самобытные ребята. Когда такие приходят в академию, то хочется творить и понимаешь, что живешь не зря.

Потом за подписью Александра Антоновича Брисюка родителям парней подготовили благодарственные письма, причем каждому придумали персо-нальный текст, сделав акцент на особенностях и талантах. Такое внимание растрогало матерей до слез!

Б.К.: Учеба в правовом классе помогла мне не потеряться в Академии МВД. В частности, нашел себя в шефской и лекторской работе. В своей школе, к примеру, рассказывая о курсантской жизни и роли сотрудника милиции в обществе, агитировал поступать в милицейский вуз. А в учебных заведениях Минска говорил о правовых вопросах с учениками как старших, так и младших классов. Кстати, общественная жизнь в академии стала логическим продолжением того, чем занимался в школе. На «Фемиде» меня признали лучшим эрудитом и оратором. В вузе пробовал свои силы (с успехом. – Авт.) в международном интеллектуальном турнире «Щит и меч» и состязаниях по ораторскому мастерству «Цице-роний». В школе участвовал в конкурсе сочинений «Мы выбираем путь», а в академии готовил публикации на сайт вуза и для «НС».

Н.С.: Руководство училища много делало для сплочения нашего коллектива. Мы постоянно вместе ходили на экскурсии, выставки и в музеи, посещали учреждения образования силовых структур, участвовали в конкурсах и соревнованиях. Практически все наши ребята, поступившие в Академию МВД, попали в одну группу. Конечно, у каждого появилось много новых друзей, могли разделиться по интересам, но этого не случилось. Мы с Вячеславом Бачинским дали о себе знать на конкурсе авторских песен «Гимн альма-матер». Наша сплоченность помогала мне, Вячеславу, Никите Арестову и Василию Рыжанкову вести «Фемиду».

– Что необходимо усовершенствовать в профориентационной работе?

М.М.: Нельзя обучать юношей и девушек в одном заведении. Они должны встречаться в точках пересечения идеальных форм, например, на балах. Причем я не придумал ничего нового. Раздельные учреждения образования – исторический факт. У нас традиционно были пажеские и кадетские корпуса для мальчиков. А для девочек – пансионаты благородных девиц. Сегодня этот вопрос до конца не проработан, так как существуют как чисто мужские, так и смешанные учебные заведения. Но практика показывает, что воинская служба и строгая дисциплина не совсем подходят для прекрасной половины человечества. Да, в том числе и в МВД есть обязанности, с которыми лучше женщин никто не справится. Но они, как правило, не сопровождаются повышенной физической нагрузкой, тяготами и лишениями воинской службы, поэтому представительниц прекрасного пола не стоит готовить к ним с кадетской скамьи. Поддерживаю мнение тех, кто считает, что нам достаточно девушек, которых готовят гражданские вузы.

– Но в то же время в Москве существует кадетское училище, в котором учатся исключительно девочки.

М.М.: Будет ли такое количество потом востребовано в службе? В масштабах России, возможно, да. Для Беларуси столько специалистов-девушек не нужно.

И.Д.: Хочу в очередной раз поднять вопрос о льготах при поступлении в Академию МВД для выпускников правовых классов. К примеру, у вас в классе учатся несколько девушек, из которых, по моему мнению, выйдут прекрасные сотрудники милиции, однако при нынешнем порядке приема у них практиче-ски нет шансов поступить в милицейский вуз.

А.Б.: Каждая льгота ведет к расслабленности абитуриентов. К примеру, при определенных условиях кадеты поступают к нам без сдачи ЦТ. К сожалению, такое положение привело к тому, что нередко приходят ребята, которым потом сложно заниматься. Увы, в училище у них нет стимула получать оценку выше семерки. В академии же высокие требования к учебе. Раньше в связи с большим конкурсом поступали очень подготовленные и мотивированные девочки, которые отлично учились, участвовали в научных проектах, общественной жизни, спортивных соревнованиях. В последние два года именно бывшие воспитанницы кадетских училищ испытывают сложности с успеваемостью, и даже были случаи отчисления. Девушки признавались: не хотят служить в милиции, а выбрать Академию МВД их заставили родители.

В.С.: А я скажу так: то, что ребята за государственный счет на факультативах укрепляют знания по предметам централизованного тестирования – в наше сложное время уже достаточно весомая льгота.

В.В.: Хотелось бы активизировать профориентационную работу и увеличить охват школ – чтобы курсанты посещали и те учреждения образования, с которыми у нас еще нет договоров о сотрудничестве.

А.Б.: Ежегодно за каждой взаимодействующей школой закрепляем лучших курсантов, которые проводят с учащимися профориентационную работу. Но никогда не отказываем и тем учреждениям образования, с которыми у нас нет договоров.

В.С.: Оптимально: в каждом районе одна школа с правовыми классами. Желательно в райцентре, а работать в ней должны лучшие педагогические кадры. Будем наращивать усилия, ведь мы среди силовых вузов – первопроходцы.

А.Л.: МЧС со своими классами проводит замечательный конкурс «Зарница». Почему бы академии не придумать что-то подобное?

А.Б.: В январе этого года на нашей базе МВД провело спартакиаду, в которой участвовали все кадетские и суворовское училища, специализированные лицеи. Ребята как раз-таки выясняли сильнейшего в спортивных состязаниях. Пока не готов сказать, реально ли провести что-то подобное для учащихся правовых классов. Хотя это вполне может быть одной из форм профориентационной работы.

Модератор Ольга КУЛИКОВА,
газета «На страже».
Фото Вячеслава ЦУРАНОВА, Анны ИВАЩЕНКО,
из личных архивов И.М. ДМИТРУК и Н.А. ДЕМИДКО

Подразделения Академии

Направления деятельности

Информация для абитуриентов